Иван Швец


Воображаемое и осуществление желания в пространстве Интернет.

Мотив естественной человеческой потребности в общении - социализированные проявления рудиментов животного сексуального инстинкта, жажда слияния, мимикрия в социальной сфере обусловлены глубинным одиночеством человека, заброшенного в мире возможностей.Противостоящий слиянию агрессивный полюс ведет к уединению и одиночеству. Взросление личности предполагает обретение терпимости к одиночеству.
Данная предпосылка приближает нас к представлениям Зигмунда Фрейда о инстинкте смерти- дыхание Танатоса, непременным условием реализации которого становится идея навязчивого повторения, как стремления к достижению покоя неорганического состояния.
Фрейд задался вопросом - что же движет человека к смерти, какое психическое представительство имеет неизбежный процесс умирания тела. Принцип удовольствия, главенствующий в отношении первичных психических процессов, был противопоставлен принципу реальности, способствующем реализации личности в объективном мире.
Принцип реальности реализуется путем навязчивого повторения, выходящего за рамки принципа удовольствия. Эрос влеком желанием слияния с внешними объектами, силы Танатоса, направленные в интеллектуальное русло, способствуют индивидуации, развитию личности, ведь для того, чтобы представлять собой личность, необходимо «отвоевать свое место под солнцем».
В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд обнаруживает механизм навязчивого повторения, реализующегося в стремлении к возвращению травматических переживаний, задается вопросом: «Но в каком отношении стоит «навязчивое повторение» как проявление вытесненного к принципу удовольствия? Ясно, что большая часть из того, что «навязчивое повторение» заставляет пережить вновь, должно причинять «я» неудовольствие, так как оно способствует реализации вытесненных влечений, а это и есть, по нашей оценке, неудовольствие, не противоречащее указанному «принципу удовольствия», неудовольствие для одной системы и одновременно удовлетворение для другой.»
Фрейд признает существование системы, стоящей «по ту сторону удовольствия», в которой повторяемость вытесненного аффекта реализует стремление к восстановлению «неорганического состояния», поддержанию внутреннего «гомеостаза».
Вытесненное не способно реализоваться в полной мере в силу внутренних запретов, потому вытесненное влечение никогда не перестает стремиться к разрядке, которое состоит в повторении в первый раз пережитого удовлетворения. Неудовольствие рождает культуру, призванную вместить в себя остаток нереализованного либидо, в культуру вынесены аутодеструктивные устремления индивида. Существование противоположных тенденций обеспечивает динамику психических процессов, напряжение между полюсами жизни и смерти обеспечивают энергетический потенциал психического аппарата.
Свободная энергия первичного процесса связывается по мере формирования вторичных процессов, разрядка напряжения, приносимого влечениями к жизни, сопровождается удовольствием, которое подчинено таким образом влечению к смерти: «Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти, он сторожит вместе с тем и внешние раздражения, которые расцениваются влечениями обоего рода как опасности, но совершенно отличным образом защищается от нарастающих изнутри раздражений, которые стремятся к затруднению жизненных процессов». Принцип навязчивой повторяемости обеспечивает динамику энергии между двумя крайностями.
Одиозный последователь Фрейда, француз Жак Лакан в 1950-х годах проводил семинары, в которых объединялись интеллектуальные усилия психиатров, философов, математиков, в результате чего идеи Фрейда были прочитаны чрез призму философии Гегеля, постструктурализм Леви- Стросса, лингвистики Соссюра.
Эрудированный психиатр Лакан интересовался вопросами зарождающейся в то время кибернетики, представил тройственную структуру психического аппарата: реальное – воображаемое – символическое, ставшей основой структурного анализа. Во второй книге семинаров Лакан прибегает к метафоре машины, размышляя о регистре символического: "Я уже объяснял вам, что человек - это субъект, центр которого смещен (decentre), и что причиной тому вовлеченность человека в игру символов, включенность его в мир символический. Но ведь именно в этой игре, в этом мире сконструирована и машина. Ведь машины, даже самые сложные, создаются не чем иным, как словами… Машина — это структура, которая от деятельности субъекта как бы оторвана. Символический мир — это мир машины.» "Машинная", механистическая, неорганическая часть человека, осознанная в наличии, создает условия реализации в символическом пространстве. С неизбежной навязчивостью творится судьба человека, с механистичностью невротической обсессии выходит человек за пределы биологической предопределенности, завороженности зрительным образом машины воображаемой. Идея машины обосновывается через представления Фрейда об энергии, понятия, не существующего вне представлений о машине.
Смысл машины сводится к предопределенности принуждения к повторению, реализующемуся в регистрах реального, воображаемого, символического. Изобретение символического порядка, «машина воплощает в себе символическую активность человека наиболее радикальным образом». Функция символа реализуется в стремлении к абсолютному знанию, что подразумевает, что «дискурс замыкается на себя, что он целиком с собой согласуется, что все… является связанным и обоснованным».
Исход в символический регистр обуславливает обретение человеком способности связывать энергию первичного процесса: «Речь идет о манипуляции символами с целью решения проблем энергетического характера, о чем и свидетельствуют ссылки на гомеостаз, позволяющие охарактеризовать не только живое существо как таковое, но и функционирование важнейших его механизмов».
«Желание человека есть желание Другого» - заявляет Лакан; наполненный визуальными образами Интернет насыщает означающими, подкупая близостью нереализуемого желания. В отрицании сексуальности, машина привлекает человека символическим значением желания, укоренившемся в стремлении к смерти. Компьютер расширяет психическую сферу индивида, вмещая экстраецированный образ Другого, наделенный ответственностью быть носителем желания.
Настоятельная предопределенность стремления к смерти диктует правила игры в условиях одиночества. Отчуждение желания в другом, предполагает скольжение означающих желания, смещения относительно смысла и представляет, таким образом, метафору желания. Сфера взаимодействия интернет являет собой благоприятную почву поиска и произрастания означающих. В условии интернет происходит подмена символического значения текста значением воображаемым, визуальная нагруженность, нарочитая бессмысленность текстов интернет обуславливают их привлекательность в качестве означающих желания.
Подчиненное положение в экстраекции своих желаний обрекает на вечное возвращение к поиску себя вне себя, рождая проективные миры клонов, наделяемых субъектом властью. Виртуальное расширение психического пространства создает условия сохранения симбиотической связи, дуальных отношений, человек обрекает себя на существование в режиме доэдипальных отношений, погружаясь в «коллективный сон» Интернет.
"Машинная", механистическая, неорганическая часть человека, отличающая его от животного, создает условия реализации в символическом пространстве. С неизбежной навязчивостью творится судьба человека, с механистичностью невротической обсессии выходит человек за пределы биологической предопределенности, завороженности зрительным образом. Наполненый визуальными образами интернет насыщает озрачающими, подкупая близостью нереализуемого желания.
Создатель виртуальной реальности Джарон Ланье придерживался гипотезы о развитии постсимволических форм коммуникации (в данном случае символ – буква). Практически все методы коммуникации, которые существуют поныне, кроме музыки и живописи, являются символическими. По словам Ланье, мы находимся в плену символов и слов, виртуальную реальность он рассматривает как средство выхода из этого плена. Куда?
Со страниц биллетристики и научных трудов, из реальности творческой, литературной, текст перекочевал в реальность действительную, раз и навсегда покинув исключительное положение символического порядка. Рекламные слоганы, текст как элемент оформления интерьера, вездесущие баннеры- текст утратил чисто символическое значение, в качестве элемента воображаемого "действительной" реальности означающее включено в товарооборот визуальных образов. Подмена символического значения знака воображаемым образом привлекает пользователей патетикой замещенного смысла, блуждающие аффекты находят свое воплощение в образах, бывших когда - то «просто буквами».
Поиск желания в зеркальных комнатах сети Интернет создает иллюзию наполненной событиями жизни, виртуальная реальность - онейрическое пространство виртуальной реализации виртуальных желаний.
Высокоскоростной обмен визуальных объектов формируют библиотеку образов- каталог репрезентаций будущих воспоминаний. Скорость обмена поступающей информации привлекательна, т.к. формирует динамичность системы воображения. С точки зрения современной структурной психолингвистики элементы смысла чаще рассматриваются как единое континуальное многомерное семантическое пространство, имеющее динамическую структуру, организованную и функционирующую по вероятностному принципу (динамическая актуализация в семантической структуре конкретного речевого высказывания тех смысловых компонентов, которые способны передать смысл сообщения в данном контексте речи с наибольшой вероятностью того, что этот смысл будет понят окружающими).
В контекстуальной аморфности и многомерности значений Интернет реализуется как осмысленный поиск означающих, так и свободное ассоциирование в сетевом серфинге. В синхронистической динамике языковой реализации Интернет серфинга преимуществом перед синтагматическим отношением элементов речи отдано ассоциативному ряду, опровергающему правила и нормы языка, ускоряющему процесс обмена означающих, концентрическими кругами расширяющий поле апперцепции текста как визуального образа, лишенного смысла. Смысл рождается в смещении контекста, сгущении и замещении означающих представлений.
Концентрация внимания на задаче, решаемой посредством компьютера, сопровождается обсессиями в области воображения- активное вовлечение зрительных образов в виртуальной реальности непосредственно отзывается возбуждением фантазийной активности реальности психологической. Высокая насыщенность нагружаемой воспринимающие анализаторы информации, запечатлевается в зрительных представлениях, прорывающихся в пространство воображения.
Образы, предлагаемые к восприятию пользователю Интернет, обращены ко всем чувственным модальностям; современные технологии информационной конъюнктуры позволяют максимально наполнить синестетические образы, успешно потребляемые пользователем. Синестетические музыкальные видеоклипы, попадая в поле апперцепции, в силу высокой ассоциированности с внутрипсихическим контентом, глубоко запечатлеваются в памяти и легко всплывают в воображении. Яркое, эмоционально-насыщенное, кратковременное, воспринимаемое максимальным числом анализаторов впечатление- вот та "информация", которой торгуют экономические монстры информационного мэйнстрима.
Мультимедийная гипертекстовая реальность привлекательна синестетической гиперстимуляцией. Экран монитора представляет, таким образом, некий экстраецированный во внешнее пространство экран воображения; картины, предлагаемые к восприятию, соответствуют внутреннему аффективному плану вытесненных представлений- монстры массмедиа соотносятся с бессознательным индивида, структура актуального государственного мифа подтверждается онтологической мифологией индивида.
Приближение к бессознательному уровню речи в инет-коммуникации напоминает о представлениях Фрейда об остроумии, симптомах, сновидениях, демонстрируя механизмы функционирования первичного процесса, что объясняет бессмысленный и внешне иррациональный «карнавальный» стиль общения в Интернет. Нацеленный на непосредственную и полную разрядку посредством повторного катексиса иконических следов памяти об удовлетворяющем потребность объекте соответственно принципа удовольствия, первичный процесс осуществляет галлюцинаторное исполнение желаний в сети Интернет. Таким образом, пользовательская активность в Интернет аналогична механизмам формирования сновидений, вынесенных вовне, осуществляющихся в виртуальной реальности.



другие статьи сотрудников центра:

Сухоребрая Елена "Вопросы субъективности в психоанализе"
Сухоребрая Елена "О сновидениях"
Наджафова Осанна "Психотический дискурс Лакана"
Швец Иван "Психоаналитический аспект депрессии"
Швец Иван "Миф Интернет. Социокультурные предпосылки развития Интернет – аддикции."
Швец Иван "Воображаемое и осуществление желания в пространстве Интернет."
Швец Иван "Опыт групповой психотерапии в психиатрическом стационаре. Открытая группа."
Четвериков Павел "Психосоматика"
Четвериков Павел "«Некоторые особенности динамики открытой психотерапевтической группы психиатрического профиля»"
Юран Айтен "Образ/взгляд/глаз или психоаналитическая оптика."
Юран Айтен "Размышления у зеркала или пространство и время в психоанализе"
Юран Айтен "От «Зеленого дома» к «Зеленому острову». Заметка о детском психоанализе."


вернуться на Главную


Hosted by uCoz